by irene melchner
Published on: Nov 10, 2004
Topic:
Type: Opinions

Поиск ориентира.

Я живу и учусь в Санкт-Петербурге, огромном городе, в котором иногда чувствуешь себя потерянным – особенно если ты идешь по Невскому проспекту в разгар дня, даже рабочего. Множество людей, группы туристов, уличные музыканты у стен домов и в переходах метро, просто интересные личности… Обычно я сосредоточенно иду в Дом Книги или в Дом Кино; мое основное хобби – это чтение, поэтому я обожаю ходить по книжным магазинам. После развала СССР нам стала доступна литература о религии, книги известных философов, в том числе русских, а также художественная литература стран Запада. С одной стороны, это хорошо – для тех, у кого за годы советской власти успел сформироваться хороший вкус; но многие испытывают затруднения в связи с необходимостью делать выбор из такого великого многообразия.

Кроме того, на прилавок свободно попадает и низкопробная литература; особенно популярными в России стали иронические детективы-однодневки, книги о криминальной жизни и многочисленные любовные романы. После десятилетий идеологического диктата стало очень модным делать акцент на присущей человеку «свободе выбора», причем слово «свобода» зачастую имеет значение более-менее выраженного произвола. Так происходит потому, что современный человек утратил ориентир, согласно которому он мог бы выстраивать свою жизнь. Эта мысль далеко не нова: впервые на эту тему заговорил Ницше; его знаменитое «
Бог умер» имеет именно такое значение. Вместо всеобщего Центра человечество получило множество частных центров, и истина была разменяна на множество мнений.
Входя в Дом книги, как и в любой книжный магазин нашего города, я предвкушаю небольшое путешествие по миру книг. Первым делом я иду в отдел художественной литературы. Честно признаюсь, что мне трудно ориентироваться в современной литературе, и я предпочитаю покупать книги, рекомендованные мне хорошими друзьями либо те, о которых я сама наслышана. Но в целом мне по душе больше писатели конца 19 - начала 20 века – Рембо, Миллер, Пруст, Кафка, Музиль, Гессе, Джойс. В моей личной библиотеке книги этих писателей стоят на полке вместе с их биографиями и автобиографиями – этот жанр литературы мне особенно симпатичен.
Следующий раздел книжных магазинов – тот, где выставлены книги по религии и философии.

Я учусь на факультете философии человека в педагогическом университете им. А. И. Герцена, куда поступила по собственному желанию. Мои исследования сосредоточены вокруг проблематики русской религиозной философии – то есть в сфере, органически сочетающей литературу, религию и философию. Мне думается, в современной ситуации плюрализма во всех областях жизни философия религии приобретает очень большое значение – ведь именно в сфере духа определенность необходима, и выбор, совершаемый в этой области, оказывает влияние на всю последующую внутреннюю и внешнюю жизнь человека. Кроме того, сейчас мы – не только русские, но и люди других стран – переживаем очередной духовный кризис; в связи с этим интересно было бы сравнить русский феномен «нового религиозного сознания», имевший место в конце 19 – начале 20 века, с теми изменениями в религиозном сознании Запада середины и конца 20 века, о которых писал Р. Окленд.

Я думаю, такое исследование в современной России и возможно, и необходимо, поскольку человеку все-таки нужен духовный ориентир – особенно детям, и это сразу становится понятным, стоит прийти в современную школу. Думаю, такая проблема существует не только в России; следовательно, помощь зарубежных исследователей – молодых философов и религиоведов – приоритетна.




« return.