by irene melchner
Published on: Nov 10, 2004
Topic:
Type: Opinions

ЭССЕ
Сегодня о реальной цене независимости свидетельствуют нищие, бездомные, беспризорные дети. Герои перевернутого мира, сломанные судьбы, потерянные жизни – все это корнями уходит в наше детство. А какое детство у большинства российских детей?
В 2003 году зарегистрировано 17 тысяч посягательств на жизнь детей, количество убийств детей за последние пять лет выросло в 2,5 раза. 1500 детей подвергались сексуальному насилию. 2000 детей покончили жизнь самоубийством. Зарегистрировано свыше 200 тысяч родителей, отрицательно влияющих на детей, такое же количество детей были убиты своими родителями. В России более 2 миллионов неграмотных детей, 700 тысяч инвалидов. Каждый третий ребенок в нашей стране находится в зоне социального риска. Наблюдается рост детской проституции.

Процессы маргинализации населения, наращивание нисходящей социальной мобильности ведут к появлению людей, отвергнутых обществом, лишенных социальных ресурсов и устойчивых связей, утративших элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Как правило это «наше светлое будущее» – дети в возрасте от 6 до 17 лет, которые покидают родительский дом в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие) либо вследствие фактического отказа родителей от детей.

В 1928 году Комсомольская правда писала: «Детская беспризорность – наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом. В 1925 году в России насчитывалось 200 тысяч беспризорников, ночевавших на вокзалах, рынках, чердаках и подвалах домов. Еще 241227 ребят, оставшихся без родителей, находилось в детдомах и сиротских приютах.
Прошло 76 лет. Сегодня, по скромным подсчетам Министерства образования, в России уже 2 миллиона беспризорников; 600 тысяч детей живут в интернатах и детдомах, несмотря на то, что у них есть живые родители. В России более 800 детских домов и около 300 интернатов.

На что списывать беды нынешних детей? Кто ответит за последствия? Как возродить веру этих молодых граждан России в ценности социума, который их отторгает? Что это, злая усмешка судьбы или закономерный процесс?
Беспризорность – явление социальное, а наше общество, столкнувшись с ней, оказалось неготовым признать и бороться с этим злом сообща. В. Путин, выступая в прямом телеэфире, заявил, что проблема беспризорных детей «достаточно большая и очень сложная», высказался за необходимость разработки «системы мер по укреплению семьи, по здоровому образу жизни» и дал правительству поручение оперативно заняться этой проблемой.

Стремление В. Путина решить проблему беспризорных детей можно приветствовать. Но, полезно вспомнить, что и Б. Ельцин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 17 февраля 1998 года говорил: «...Мы столкнулись с такими бедами, как наркомания, детская и молодежная преступность. Разве можно мириться с тем, что в обиход вернулось давно забытое слово «беспризорник»? Многочисленные программы не дают практического эффекта - либо программы плохие, либо чиновники никуда не годятся...».
То, что спустя семь лет об этих же трагических проблемах вынужден говорить второй президент России, означает, что Б. Ельцин был прав: и программы плохие, и чиновники никуда не годятся. Изменится ли ситуация к лучшему или все останется по прежнему – зависит от отношения общества к проблеме.

А мне так хочется жить в стране, где каждый ребенок имеет свой дом и семью, мне хочется вырастить своего сына с чувством гордости и достоинства к стране, в которой ему довелось родиться и сделать свои первые шаги. Поэтому величайшей задачей российского общества и государства является воспитание Человека, его культуры, гражданского и правового сознания в рамках семьи.



« return.